Парадный портрет Екатерины II

Исполнители: учащиеся Лесковская Владислава, Сутоличная Мария

Портрет, ранее находившийся в собрании княжеского рода Юсуповых, поступил в коллекцию омского музея в 1927 году из Государственного музейного фонда.

      Эта картина занимает важное место в экспозиции русского искусства XVIII - начала XIX века и относится к такому явлению  отечественной культуры данного период как «россика». Этим термином искусствоведы называют картины художников-иностранцев, работавших в России в XVIII веке.

      Австрийский живописец Иоганн Баптист Лампи Старший являлся одним из лучших мастеров парадного портрета своего времени. Успехи его были стремительны: уже в 22 года Лампи стал членом Веронской академии художеств, быстро снискав себе славу отличного портретиста. В январе 1792 года русская императрица Екатерина II пригласила Лампи в Санкт-Петербург, где тот пробыл пять лет. В 1793 году Лампи написал с натуры портрет Екатерины II в полный рост (он хранится в Эрмитаже). Художник создал несколько подготовительных вариантов и эскизов к этому портрету, один из них находится в коллекции Омского музея. Это поколенный портрет, в точности повторяющий изображение императрицы с большого полотна, в котором совпадает расположение и разворот фигуры, а также костюм и аксессуары.

      Художник изобразил Екатерину Великую в светлом шелковом платье, горностаевой мантии, скрепленной алмазным аграфом. Ее прическу украшают малая корона и диадема. Портрет являет собой пример "деликатности" кисти австрийского живописца, глядя на него трудно поверить, что изображенной на нем женщине в момент написания картины было более шестидесяти лет.

      Для парадных портретов той эпохи характерно стремление возвеличить натуру, представить ее с лучшей стороны, для чего в композиции использовалась особая «низкая» точка зрения. Человек изображался в полный рост на фоне богатого интерьера, предметов, рассказывающих о его положении  в обществе, его значимых делах и увлечениях. «Портрет Екатерины II» из омского собрания не является исключением.

     Вся аллегорическая программа портрета призвана подчеркнуть то, что Екатерина является прямой продолжательницей дел Петра Великого.

Comments powered by CComment